РЕКА МОСКВА
Навигационно-гидрографический очерк
Общие сведения

Река Москва берет начало на северо-восточном склоне Среднерусской возвышенности и впадает в реку Оку на 850 км от ее устья, у города Коломны.

Длина реки Москвы 496 км, площадь водосбора 17 530 км2, общее падение 145 м, среднее падение 32 см/км.

Бассейн реки Москвы хорошо развит, особенно в левобережной части. Река имеет много притоков, но для судоходства они не используются.

Река Москва зарегулирована на значительном протяжении. В верхней части бассейна имеется несколько водохранилищ сезонного регулирования, располо­женных как на самой реке (Можайское, Рублевское), так и на ее притоках (Рузское, Озернинское, Истринское). Все эти водохранилища аккумулируют большую часть годового стока.

В верхнем течении река Москва протекает по сравнительно узкой долине. Русло реки извилистое, неширокое. Берега высокие, обрывистые, в пределах города Москвы, в основном, облицованы гранитом. Ниже города Москвы в среднем и нижнем течении река протекает в основном в низких пойменных берегах высотой 2—5 м. Ширина русла здесь 100—180 м, ширина долины достигает 10 км. Коренной берег подходит к меженному руслу справа — на участке 143,4—142,0 км, у селения Сабурово и у города Коломны; слева — в районе города Лыткарино (122 км). Берега реки ниже города Москвы заняты лугами, пашнями, огородами, дачными участками, лишь на участке от поселка Дзержинский до города Лыткарино (левый берег) и в районе селения Заозерье (правый берег) — покрыты лесом.

Река Москва судоходна на участке от 200 км до устья.

Участок реки от шлюза № 8 (191(41) км) до 150(0) км входит в единую глубоководную систему (ЕГС) Европейской части РФ. В точке с географическими координатами 55°41'40,4" с.ш. и 37°42'08,1" з.д., в створе 150 км, в районе Южного речного порта города Москвы, установлено начало отсчета километров по всей единой глубоководной системе. На этом участке расположен комплексный гидроузел Карамышевский (185 км).

Карамышевский гидроузел имеет напор 5,8 м. Подпор от него распростра­няется вверх до Рублевского гидроузла.

На реке Москва ниже Карамышевского гидроузла расположены шесть гидроузлов — Перервинский (148 км) и низконапорные шлюзы Москворецкой системы — Трудкоммуна (132 км), Андреевка (119 км), Софьино (83 км), Фаустово (53 км) и Северка (16 км).

Перервинский гидроузел имеет напор 5,9 м. Подпор от него распространяется на 38 км, до Карамышевского гидроузла. Этот участок называется городским бьефом реки Москвы, в пределах которого расположен Южный речной порт.

Гидроузлы Москворецкой системы — Софьино, Фаустово и Северка включают в себя железобетонные судоходные шлюзы и судоходные разборчатые плотины с напором от 1,9 до 2,9 м. В период весенних паводков плотины разбираются и суда могут проходить через их пролеты, минуя шлюзы. На гидроузлах Трудкоммуна и Андреевка построены бетонные двухпролетные плотины с напором 2,2—2,3 м; в период весеннего паводка затворы плотин поднимаются вверх, и суда могут проходить через пролеты, минуя шлюзы.

Гидрометеорологические сведения

Река Москва принадлежит к типу рек преимущественно снегового питания, доля которого составляет 61% годового стока, доля дождевого питания — 12%, грунтового — 27%.

Отличительной особенностью водного режима реки Москвы является высокая степень регулирования стока в целях комплексного решения ряда важных для города задач: водоснабжения, санитарного обводнения, судоходства, выработки электроэнергии.

Аккумулирование большей части годового стока в водохранилищах, расположенных в верхней части бассейна реки Москвы, приводит к значитель­ному снижению расхода воды в период весеннего половодья, а также прак­тически к ликвидации дождевых летне-осенних паводков в нижней половине бассейна.

Периодически, обычно в многоводные годы, производится весенняя сани­тарная промывка русла реки в пределах города Москвы. С этой целью в дополнение к нерегулируемому стоку осуществляется «залповый» сброс воды из водохранилищ, расположенных в верховьях реки Москва, с расчетом достижения в створе Карамышевского гидроузла расхода не менее 700 м3/c. При этом затворы Карамышевской и Перервинской водосливных плотин полностью открываются.

Ветры

В течение навигации в бассейне реки Москвы преобладают ветры юго-западного и южного направлений. Наименьшую повторяемость имеют северные и восточные ветры. Повторяемость ветров, скорость которых 5 м/с, составляет 55%, скорость которых от 6 до 15 м/с — 15%. Повторяемость штилей достигает 30%.
Туманы

Число дней с туманами в году составляет: в Москве — 48, в Коломне — 25. В летний период число дней с туманами не превышает четырех в месяц, а в осенний период — шести. Наиболее вероятно появление туманов с 22 ч вечера до 8 ч утра.
Осадки и облачность

Среднегодовое количество осадков в бассейне реки Москвы составляет 587 мм. Максимальное их количество (72—84 мм) выпадает в июле — августе, минимальное (27 мм) — в феврале. Относительная влажность воздуха колеблется в пределах 52—86%. Число пасмурных дней в году достигает 169.
Колебания уровня воды и течения

Уровень воды в межень на всем протяжении судоходного участка реки регламентируется подпорным режимом гидросооружений и колеблется незначительно. Скорость течения в меженный период не превышает 0,4—0,7 км/ч. Во время весеннего половодья при расходах воды в створе Карамышевского гидроузла 300—400 м3/с скорость течения реки в Городском бьефе достигает 5,4 км/ч. При этом уровень воды в районе 181 км может превысить отметку нормального подпорного уровня (НПУ) на 2—3 м.

При расходах воды свыше 700 м3/с при полном раскрытии Карамышевской и Перервинской водосливных плотин, уровень воды в районе Белорусских мостов может превысить НПУ на 5 м и одновременно понизиться в районе Южного речного порта до 3 м. Скорость течения при этом достигается 10—11 км/ч.

Судоходство на всем участке в этот период прекращается.

Весенние паводки на реках Москва и Ока не совпадают по времени, на Оке паводок начинается обычно раньше. В это время устьевой участок реки Москвы находится в подпоре, влияние которого иногда распространяется до шлюза Фаустово.

Ледовый режим

Ледообразование на судоходной части реки Москвы происходит во второй половине ноября. Ледовый покров в течение зимы неустойчив, легко разрушается при оттепелях. Вскрытие реки происходит обычно в первой декаде апреля. Весеннего ледохода, как правило, не бывает, так как лед тает на месте вследствие поступления в реку большого объема теплых сточных вод. Незначительный ледоход наблюдается лишь в нижнем течении. На участке от устья до шлюза Северка часто бывает обратный ледоход, когда более высокий уровень воды в реке Оке создает течение, входящее в реку Москву.

Средняя продолжительность фактической навигации на рек Москва составляет 225 суток.

Габариты пути

Гарантированные габариты судового хода для участка реки Москвы от города Красногорска до устья даны по состоянию в навигацию 2023 года.

Река Москва во многих местах, особенно в черте города Москвы, пересечена мостами различных конструкций, воздушными и подводными переходами. Наименьший подмостовой габарит — 8,6 м для составов и 8,8 м для одиночных судов от НПУ имеют мосты Большой Москворецкий (164,6 км) и Большой Устьинский (163,6 км).

Сведения о габаритах судового хода даны в таблице ниже

Шлюзование судов

Шлюзование является ответственным этапом в движении судна по водному пути и требует высокой организации службы на судах. Для обеспечения безопасности шлюзования при подходе к шлюзам надлежит заблаговременно установить радиосвязь по УКВ с диспетчерами шлюзов, регулирующих очередность захода судов в шлюзы.

Порядок пропуска судов и составов через шлюзы определяется Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.

В ожидании шлюзования суда становятся на подходах к шлюзам в специально отведенных местах, сведения о которых даны в описании на листах карт, или местах, указанных диспетчером шлюза.

Заходить в подходной канал шлюза и швартоваться к его причальной стенке можно только с разрешения диспетчера шлюза.

Сигнализация на шлюзах. Пропуск судов через шлюзы регулируется при помощи светофоров дальнего и ближнего действия. Светофор имеет два сигнальных огня: зеленый — разрешающий и красный — запрещающий.

Светофоры дальнего действия, регулирующие движение судов в подходные каналы шлюзов, установлены на оконечностях дамб или на оконечностях причальных стенок подходных каналов. Светофоры ближнего действия, регулирующие движение судов в подходные каналы шлюзов, установлены на оконечностях дамб или на оконечностях причальных стенок подходных каналов. Светофоры ближнего действия, регулирующие вход судов в камеру шлюза или выход из нее, установлены вблизи шлюзовых ворот.

Информация о габаритах шлюзов помещена в лоцийных сведениях на листах карты.

Затруднительные для плавания места

На судоходном участке реки Москва расположен 29 перекатов. Наиболее затруднительными для плавания судов и составов являются следующие участки реки Москвы: поворот Конный Санаторий (195,5—197,5 км), Дорогомиловский (178,2—177,2 км), поворот Водозабора (158,4—158,8 км), Титовский перекат (116,5-117,5 км), Тяжинский перекат (113,7-115,2 км), поворот ниже Кулаковского острова (102,0—103,0 км), Коломенская лука (7,0—8,0 км). Кроме того, затруднительными для плавания участками являются: городской бьеф от шлюза №9 до шлюза №10 (185,0—148,0 км), Чагинское колено (137,0—136,0 км), Петровские луки (130,0—124,0 км), Михайловские луки (62,8—58,6 км), Марчуговские луки (52,0—48,0 км), Кривячинская лука (36,5-35,0 км), Ратмировский перекат (33,8—34,7 км), Сабуровская лука (31,0—30,0 км), Бакунинская и Сандыревская луки (14,0—7,0 км); участки 117,5—113,0 км, 109—95,0 км и 7,0—0 км. Сведения о затруднительных для плавания участках приведены на листах карты.

Участки, на которых запрещены расхождение и обгон судов и составов, приведены в Правилах движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей РФ и даны на карте заливкой фиолетового цвета.

Порты

На реке Москве расположен Южный речной порт, Южный речной вокзал, другие грузовые и пассажирские причалы, а также рейды для стоянки судов.

Москва — порт пяти морей. Здесь находятся управления ОАО «Московское речное пароходство», Федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы» и офисы многих судоходных компаний.

Порядок стоянки судов у причалов и на рейдах определяется «Правилами движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации».

Сведения о порядке стоянки судов на рейдах и у отдельных причалов даны на листах карты.
Навигационное оборудование

Река Москва по интенсивности судоходства относится к водным путям первой группы. Береговые и плавучие средства навигационного оборудования обеспечивают здесь круглосуточное движение судов. Знаки навигационного оборудования соответствуют межгосударственному стандарту «Знаки навигационные внутренних судоходных путей». Береговые средства навигационного оборудования состоят преимущественно из освещаемых перевальных, ходовых знаков и знаков «Ориентир». Кромки судового хода ограждены освещаемыми буями. Нумерация буев ведется сверху вниз. При плавании необходимо иметь в виду, что плавучие знаки могут быть по разным причинам смещены со своих штатных мест или повреждены.

У входов в Марчуговский канал и в подходные каналы шлюзов установлены освешаемые опознавательные знаки, которые представляют собой железобетонные столбы высотой 3,5—5,0 м. Огни на знаках на левом берегу зеленые, на правом—красные.

Охранные зоны воздушных и подводных переходов на карте показаны с предупредительными надписями: «Якоря не бросать» и «Опускать мачты». Знаки, ограждающие подводные переходы нанесены на листах карты. Знаки воздушных переходов на листы карты не нанесены.

В городском бьефе реки Москвы знаки воздушных и подводных переходов установлены преимущественно по оси переходов.

Навигационное оборудование обслуживается бригадным методом. Бригады размещаются на теплоходах, оборудованных радиостанциями УКВ. Сведения о бригадах приведены в таблицах.

Навигационная информация.

Судоводители, совершающие плавание по реке Москве, должны иметь информацию о габаритах пути, состоянии навигационного оборудования, обо всех изменениях в условиях судоходства, а также гидрометеорологическую информацию.

Ежедневную путевую информацию судоводители получают через диспетчерскую службу ФГБУ «Канал имени Москвы». Кроме того, путевая информация объявляется в Путевых листах, выпускаемых ежедневно ФГБУ «Канал имени Москвы».

Также путевую информацию оперативного характера можно получить от бригад, обслуживающих средства навигационного оборудования.

Путевая информация постоянного характера объявляется в корректурах, издаваемых Картографической службой ФГБУ «Канала имени Москвы».