КАНАЛ ВОЛГА - МОСКВА
Навигационно-гидрографический очерк
Общие сведения

Водные пути Федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы», входящие в Единую глубоководную ситему Европейской части РФ, включают реку Москва от Московского Южного порта до шлюза № 8, канал имени Москвы, Угличское водохранилище, Рыбинское водохранилище, Горьковское водохранилище от Рыбинского гидроузла до деревни Хопылево и Иваньковское водохранилища. Общая протяженность путей составляет 731 км.
Гидрометеорологические сведения

Водные пути ФГБУ «Канал имени Москвы» проходят в зоне умеренного климата. Наиболее благоприятными для плавания месяцами являются июнь и июль, так как в этот период наименьшее число дней с плохой видимостью и малая вероятность штормовых ветров на Рыбинском водохранилище.

Физическая навигация на водных путях ФГБУ «Канал имени Москвы» в среднем длится 205 суток. Продолжительность навигации лимитируется сроками замерзания и вскрытия ото льда Угличского и Рыбинского водохранилищ. Рыбинское водохранилище очищается ото льда позже других участков.

По ветроволновому режиму самыми неблагоприятными для судоходства месяцами являются сентябрь и октябрь. В это время на Рыбинском водохранилище повторяемость ветров, скорость которых 9 м/с и более, может доходить до 23 дней в месяц, а высота волн достигать 2 м.

Габариты пути

Гарантированные габариты судового хода, установленные на 2015 год, даны в следующей таблице.

Водные пути пересечены мостами и воздушными переходами. Наименьшую высоту пролетов в пределах судового хода — 8,6 м от НПУ, имеют мосты Большой Устьинский и Большой Москворецкий, сооруженные на реке Москва и мост Октябрьской железной дороги, сооруженный на канале имени Москвы— 13,6 м от НПУ. Сведения о габаритах мостов и воздушных переходов, расположенных на водных путях ФГБУ «Канал имени Москвы», помещены на соответствующих листах карт Атласа.
Уровень воды

Сведения об отметках уровня воды по опорным водомерным постам в таблице ниже
Шлюзование судов

На водных путях ФГБУ «Канал имени Москвы» сооружены: три однокамерных шлюза на реке Москва (№ 11, 10, 9), два двухкамерных на южном склоне канала имени Москвы (№ 8, 7). пять однокамерных шлюзов на северном склоне канала (№ 6, 5, 4, 3, 2) и три однокамерных шлюза на реке Волга (№ 1, Угличский шлюз, Рыбинский двухниточный шлюз).

Габаритные размеры шлюзовых камер на водных путях ФГУ «Канал имени Москвы»: длина 300 м, ширина 30 м. У шлюзов № 1—10 и Угличского шлюза полезная длина камер 290 м, ширина 29 м, у Рыбинского шлюза полезная длина камер 283 м, ширина 29 м. Система наполнения и опорожнения камер головная, за исключением Рыбинского шлюза, где применена распределительная система. Сведения о шлюзах помещены на соответствующих листах карт Атласа.

Шлюзовацие является ответственным этапом в движении судна по водному пути и требует высокой организации службы на судах. Для обеспечения безопасности шлюзования и ускорения судопропуска при подходе к шлюзам надлежит заблаговременно установить радносвязь на УКВ с диспетчерами шлюзов, регулирующих очередность захода судов в шлюзы, Порядок пропуска судов и составов через шлюзы определяется Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.

В ожидании шлюзования суда становятся на подходах к шлюзам в специально отведенных местах или в местах, указанных диспетчером шлюза. Заходить в подходные каналы шлюзов и швартоваться к их причальным стенкам можно только с разрешения диспетчера шлюза.

Сигнализация на шлюзах. Пропуск судов через шлюзы регулируется при помощи светофоров дальнего и ближнего действия. Светофор имеет два сигнальных огня: зеленый — разрешающий и красный — запрещающий.

Светофоры дальнего действия, регулирующие движение судов в подходных каналах шлюзов, установлены на оконечностях дамб или на оконечностях причальных стенок подходных каналов. Светофоры ближнего действия, регулирующие вход судов в камеру шлюза или выход из нее, установлены вблизи шлюзовых. ворот.

На Рыбниском и Угличском шлюзах и шлюзах канала имени Москвы в створах верхних затворов на каждом устое установлены красные проблесковые огни для сигнализации о начале движения затвора из судоходного положения до полного его закрытия.

Кроме того, на шлюзах устанавливаются знаки «Стоп!», указывающие предельное расстояние, на которое можно приближаться к воротам шлюза, а также границы стоянки судов в камерах шлюза.

Органы надзора

На внутренних водных путях ФГБУ «Канал имени Москвы» органами надзора являются следующие организации:

1. Центральное Управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Центральное УГРН Ространснадзора). 125195, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 57; телефон: 8 (495) 459-60-58; 8 (495) 457-01-41.

2. Инспекция государственного портового контроля Московского бассейна. 125362, г. Москва, ул. Водников, д. 1; телефон: 8 (499) 638-42-01.

Навигационное оборудование

Береговые и плавучие средства навигационного оборудования обеспечивают круглосуточное движение судов и соответствуют Межгосударственному стандарту «Знаки навигационные внутренних судоходных путей» (ГОСТ 26600-98).

Основу навигационного оборудования составляют береговые знаки; плавучее ограждение, выставленное на кромках судового хода и вблизи опасностей, имеет вспомогательное значение.

Нумерация плавучих знаков навигационного оборудования на реке Москва идет от города Красногорск до Перервинской плотины; на канале имени Москвы — от реки Волга к городу Москва; на Угличеком и Рыбинском водохранилищах — по судовому ходу № 65 от Рыбинского шлюза к городу Москва: по судовому ходу № 63 от 407 км судового хода № 65 до Торовских створов; на Горьковском водохранилище от селения Хопылево до Рыбинского гидроузла; на Иваньковеком водохранилище — от города Тверь к Иваньковскому гидроузлу. В темное время суток буи правой кромки судового хода светят красными проблесковыми огнями, а буи левой кромки — белыми или зелеными проблесковыми огнями.

На листах карт Атласа показаны имеющиеся на местности знаки, ограждающие подводные и воздушные переходы, установленные преимущественно по оси переходов. При плавании в темное время суток следует иметь в виду, что не все знаки освещаемые. Также показаны охранные зоны всех переходов независимо от выставленного ограждения и предупредительные надписи «Якоря не бросать» или «Опускать мачты». Ширина охранной зоны, обозначающей один переход, 200 м — по 100 м выше и ниже по течению от места расположения перехода; когда водный путь пересекают несколько переходов, расстояние между которыми менее 200 м, на карте показывается общая охранная зона, границы которой располагаются в 100 м выше и ниже по течению от крайних переходов.

На канале имени Москвы некоторые береговые знаки навигационного оборудования выполнены по специальному индивидуальному проекту. Путевые знаки, представляющие собой невысокие столбы белого цвета, установлены для обозначения берегов канала вблизи уреза воды попарно по обоим берегам: на прямолинейных участках — через каждый километр пути, а на криволинейных — через 0,5 и 0,25 км. В темное время суток путевые знаки светят постоянными огнями: на правом берегу — красного цвета, на левом — зеленого.

На 107; 118; 134; 135; 143 и 144 км канала имеются подводные бермы шириной до 30 ми протяженностью до 2 км каждая; эти бермы ограждаются буями.

На водохранилищах водораздельного бьефа навигационное оборудование состоит из буев, створов и перевальных знаков. Входы в канал из водохранилищ и подходы к шлюзам обозначены опознавательными знаками, которые светят проблесковыми огнями: на правом берегу — красного цвета, на левом — зеленого.

Направление течения на канале имени Москвы условно установлено: от Иваньковского водохранилища к городу Москва; в Пироговском, Аксаковском, Тишковском рукавах от канала имени Москвы; в соответствии с этим произведена расстановка знаков навигационного оборудования.

Судовой ход на Угличеком, Рыбинском, Горьковском и Иваньковском водохранилищах в основном обозначен осевыми створами. Опасности, расположенные вблизи судового хода, ограждаются буями.


Сведения о бригадах, обслуживающих навигационное оборудование

Порты и основные рейды

На водных путях ФГБУ «Канал имени Москвы» расположены: Южный порт, Московский Северный порт, а также порты Рыбинск, Углич, Кимры и Тверь.

Москва — порт пяти морей; здесь находятся Управление ОАО «Московское речное пароходство», Управление ФГБУ «Канал имени Москвы» и управления многих других судоходных компаний.

Сведения о порядке стоянки судов на рейдах и у отдельных причалов даны на листах карт Атласа.

Обслуживание флота

На водных путях ФГБУ «Канал имени Москвы» организовано комплексное обслуживание судов, в которое входит: снабжение горюче-смазочными материалами, продовольствием и водой; прием подсланевых, фекальных вод и сухого мусора; оказание помощи рейдовыми буксирами; мелкий навигационный ремонт; медицинское обслуживание и другие услуги.

Порядок организации комплексного обслуживания и подробный перечень услуг можно узнать у диспечерских служб портов.

Комплексное обслуживание в портах осуществляется по предварительным заявкам капитанов. Заявки подаются за сутки по каналам диспетчерской связи, при необходимости они могут быть уточнены за 4 часа до прибытия судов в пункт обслуживания.

Ниже приводятся данные по основным видам обслуживания флота на водных путях ФГБУ «Канал имени Москвы».

Ремонт

Ремонт корпуса и механизмов судов может быть произведен в районе селения Белый Городок, в портах Рыбинск и Тверь.
Снабжение

Пополнить запасы топлива и смазочных материалов можно в Южном и Северном портах и в порту Тверь. Снабжение судов питьевой водой производится в Южном, Московском Северном портах, а также в портах Рыбинск, Кимры и Тверь.
Сбор фекальных и подсланевых вод

Фекальные и подсланевые воды можно сдать на очистные суда в Южном и Северном портах, а также в портах Рыбинск, Кимры и Тверь.
Девиационные работы

Уничтожение и определение девиации магнитного компаса производится специалистами навигационной камеры в селении Переборы.
Навигационная информация

Судоводители, совершающие плавание по водным путям ФГБУ «Канал имени Москвы», должны иметь информацию о габаритах пути, состоянии навигационного оборудования, обо всех изменениях в условиях судоходства, а также гидрометеорологическую информацию.

Путевая информация постоянного характера объявляется в Извещениях судоводителям, которые издаются в городе Нижний Новгород ФБУ «Администрация Волжского бассейна» для всей Единой глубоководной системы Европейской части РФ.

Своевременное обеспечение судов Извещениями является обязанность судовладельцев. Кроме Извещений судоводителям, путевая информация объявляется в Путевых листах, выпускаемых ежедневного ФГБУ «Канал имени Москвы».

Ежедневную путевую информацию судоводители получают по требованию по УКВ радиосвязи и по телефонной связи через диспетчерскую службу ФГБУ «Канал имени Москвы» в городах Рыбинск, Дубна, Москва, Тверь, а также в Череповецком РВПиС ФБУ «Администрация «Волго-Балт».

Кроме того, путевую информацию оперативного характера можно получить от бригад, обслуживающих навигационное оборудование.

Гидрометеорологическая информация содержит суточные и рейсовые прогнозы погоды, штормовые предупреждения, прогнозы уровней и глубин, сведения о развитии ледовых явлений.

Штормовые предупреждения об усилении ветра, появлении тумана, о значительных осадках, налипании мокрого снега, резком изменении температуры воздуха передаются на суда немедленно.

Сведения о ледовых явлениях, получаемые из Гидрометцентра, помещаются в путевых листах, выпускаемых районами гидросооружений ФГБУ «Канал имени Москвы».

Река Москва

Па протяжении 41 км — от Южного порта Москвы до нижнего подходного канала шлюза № 8 — река протекает в пределах города Москва и находится в подпоре от плотин Перервинского и Карамышевского гидроузлов.

Русло реки здесь извилистое, судовой ход стеснен. Высокие здания на берегах и мосты ограничивают просматриваемость судового хода, а интенсивное судоходство требует от судоводителей особой осторожности.

Наиболее затруднительными для судоходства являются перекаты Потылиха, Дорогомиловский, Шелепиха, Нижний Черногорский и Верхний Черногорский, а также участок между Белорусским, Дорогомиловским мостами.

Гидрометеорологические сведения

На реке Москва преобладают западные и северо-западные ветры, повторяемость которых соответственно 16 и 19%. До 55% навигационного времени дуют ветры, скорость которых менее 5 м/с.

Среднее число дней с туманами за навигацию равно 18. С июля по август таких дней бывает 1—3 в месяц, а с сентября по ноябрь 3—4. Летом туманы образуются, обычно, около полуночи и ранним утром. Осенью туманы часто образуются вечером и держатся до 10—12 ч следующего дня.

Продолжительность навигации на реке Москва, в среднем, равна 223 суткам. Вскрытие льда на реке начинается в начале апреля. Ледостав наступает в конце ноября. Вследствие слива заводами и фабриками теплой воды в реку она полностью не замерзает.

Канал имени Москвы

Канал имени Москвы является основной водной магистралью, соединяющей реки Москва и Волга. Судоходство по каналу было открыто 15 июля 1937 г. Канал является комплексным гидротехническим сооружением, обеспечивающим водоснабжение города Москва, обводнение рек, протекающих через столицу, и водно-транспортную связь московского промышленного района с Единой глубоководной системой Европейской части РФ.

Все сооружения капала технически оснащены, насосные станции и гидроэлектростанции полностью автоматизированы, телемеханизированы и управляются из одного диспетчерского пункта.

С постройкой плотин на канале образовались водохранилища: Химкинское, Клязьминское, Учинское, Пестовское, Икшинское и Иваньковское. Общая площадь водохранилищ 327 км2, полный объем 1,46 км3.

Протяженность канала от реки Москва (нижний подходный канал шлюза № 8) до Иваньковского гидроузла (причал Большая Волга) составляет 126 км.

Канал имеет два склона — южный и северный, между которыми расположен водораздельный бьеф. Южный склон канала имеет протяженность 4 км. На этом склоне расположены два двухкамерных шлюза (№ 8 и 7). Разность высот уровней водораздельного бьефа канала и верхнего бьефа Карамышевского гидроузла на реке Москва составляет 36,15 м.

Водораздельный бьеф ограничен шлюзами № 7 (город Москва) и № 6 (селение Икша). Его протяженность 50 км. Этот участок канала включает в себя Химкинское, Клязьминское, Учинское, Пестовское и Икшинское водохранилища, через которые проходит 25 км трассы канала. Вода на водораздельный бьеф перекачивается насосными станциями из Иваньковского водохранилища. В реку Москва вода из водораздельного бьефа поступает через Сходненскую ГЭС и шлюзы южного склона.

Северный склон канала между Икшинским и Иваньковским водохранилищами имеет протяженность 74 км. На нем находятся пять шлюзов (№ 6, 5, 4, 3 и 2). Все шлюзы однокамерные, с напором около 8 м каждый. Разность высот уровней водораздельного бьефа и Иваньковского водохранилища 38,0 м.

Грунт в канале преимущественно супесь, торф и глина.

Берега канала укреплены камнем, железобетонными плитами и вертикальным железобетонным шпунтом.

Судоходство по водохранилищным участкам канала обычно не представляет особых затруднений, так как эти участки не имеют больших открытых площадей. Однако следует иметь в виду, что на мелководных участках водохранилищ габариты судового хода поддерживаются на уровне гарантированных.

При движении по водораздельному бьефу канала необходимо соблюдать особую осторожность, так как здесь расположены места массового отдыха и наблюдается интенсивное движение катеров, яхт, моторных и гребных лодок.

Скорость движения по каналу, за исключением водохранилищ водораздельного бьефа, ограничена, см. «Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации».

Гидрометеорологические сведения

В районе канала преобладают западные и северо-западные ветры, повторяемость которых 17—19%. Самые ветреные месяцы — май, сентябрь и октябрь.

Осадков в районе канала выпадает в среднем 550 мм в год. Иногда наблюдаются кратковременные ливни, резко ухудшающие видимость даже днем.

Число дней с туманами за навигацию, в среднем, составляет 4—5 в месяц. Чаще всего туманы образуются в августе — ноябре. С апреля по июль туманы редки, в среднем 1—2 дня в месяц.

Питание канала осуществляется, в основном, за счет перекачки воды из Иваньковского водохранилища и лишь 10% за счет стока с бассейна водосбора.

В навигационный период по всей трассе, как правило, поддерживаются проектные уровни воды с незначительными колебаниями из-за неравномерного водопотребления и неравномерной работы насосных станций.

Течение в канале слабое, только на подходах к шлюзам северного склона канала возникают течения, вызванные работой насосных станций и шлюзов. Скорость этих течений при работе насосных станций составляет около 1 км/ч, а при работе шлюзов удваивается. Работа насосных станций создает в нижних бьефах шлюзов затяжное течение, а в верхних — свальное течение.

На Пестовском и Клязьминском водохранилищах волны достигают максимальной высоты 0,7—0,8 м.

Ледостав на канале наступает в середине ноября. Вскрытие ото льда, в основном, происходит в середине апреля.