ГОРЬКОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Навигационно-гидрографический очерк
Общие сведения

Водный путь от Рыбинского гидроузла до Чебоксарского гидроузла включает в себя Горьковское водохранилище, участок реки Волга от створа Городецкого гидроузла до селения Октябрьский и Чебоксарское водохранилище. Общая протяженность пути 820 км.
Картографируемый участок пути является одним из грузонапряженных в единой глубоководной системе Европейской части РФ. Уголь, нефтепродукты, минеральностроительные материалы, сельхозпродукция, продукция машиностроения и химической промышленности - далеко не полный перечень перевозимых здесь грузов. В последние годы для судов смешанного река-море плавания становятся регулярными экспортно-импортные перевозки. В больших объемах выполняются пассажирские перевозки.

Габариты пути

Гарантированные габариты судового хода и отметки уровней по опорным водомерным постам приведены в таблице.
Указанные в таблице габариты судового хода гарантируются при проектном уровне.
На участке от города Кострома до Городецкого гидроузла действует осевая обстановка. Ширина правой и левой судоходных полос от линии осевых буев составляет: на участке от города Кострома до города Кинешма (603,0—709,0 км) — 100 м, а на участке от города Кинешма до Городецкого гидроузла (709,0—50,0 км) — 150 м.

Водный путь пересекают мосты и воздушные переходы. Наименьшую высоту — 13,2 м от расчетного уровня - имеют Горьковские мостовые переходы. Самые низкие воздушные переходы через Волгу находятся: на 426,1 км, его высота 16,0 м от максимального уровня и на 917,2 км — его высота 17,0 м от максимального уровня. Сведения о высоте мостов и воздушных переходов помещены на соответствующих листах Атласа.
Особенности плавания и затруднительные для судоходства местах

В соответствии с Приказом Минтранса России от 30.05.2016 №138 «Об утверждении перечней водных бассейнов», водный путь от плотины Рыбинской ГЭС до плотины Чебоксарской ГЭС относится к разряду «Р».

Наиболее сложным по условиям плавания является участок от Городецкого гидроузла до города Нижний Новгород. Здесь имеется ряд перекатов, где габариты судового хода уменьшаются до гарантированных. При этом гарантированные глубины на данном участке обеспечиваются в течение нескольких часов в зависимости от среднесуточных пропусков воды через Городецкий гидроузел «Распоряжениями Федерального агентства морского и речного транспорта». Ложе некоторых перекатов каменистое. Плавание на этом участке осложняют также значительные суточные и недельные колебания уровня воды.

На Чебоксарском водохранилище наиболее трудным для плавания является участок от города Козьмодемьянск до селения Ильинка. Судовой ход здесь проходит по затопленной пойме вдали от берегов и огражден только плавучими знаками навигационного оборудования.
На акваториях портов и пристаней судовождение осложняет интенсивное движение судов, а в темное время суток, скопление различных источников света на берегу.
По гидрометеорологическим условиям наиболее сложной для плавания является озерная часть Горьковского водохранилища от устья реки Елнать до Городецкого гидроузла.

На Горьковском и Чебоксарском водохранилищах, а также на реках Унжа, Сура и Ветлуга имеются зоны затопленного леса и затопленных пней, показанные на карте. Судоводителям следует учитывать, что заходить в эти зоны опасно.
Навигационное оборудование

Береговые и плавучие средства навигационного оборудования на всем протяжении водного пути от Рыбинского гидроузла до Чебоксарского гидроузла обеспечивают круглосуточное плавание судов и соответствуют Межгосударственному стандарту «Знаки навигационные внутренних судоходных путей» (ГОСТ 26600—98).

На Горьковском водохранилище от города Кострома до Городецкого гидроузла плавучие знаки расставлены по оси судового хода. На остальной части водного пути плавучие навигационные знаки ограждают кромки судового хода.

Основу навигационного ограждения составляют береговые знаки; плавучее ограждение имеет вспомогательное значение. При плавании по водному пути необходимо иметь в виду, что плавучие навигационные знаки могут быть по разным причинам смещены со своих штатных мест или повреждены. У буев, стоящих на местах, где ограждение должно быть особо надежным, выставляются дополнительно сигарообразные буи.

На Горьковском водохранилище от Рыбинских шлюзов до города Кострома и ниже селения Работки на Чебоксарском водохранилище буи левой кромки судового хода окрашены в черный цвет. На реке Волга и на речном участке Чебоксарского водохранилища от Городецкого гидроузла до селения Работки буи левой кромки судового хода белые.

Нумерация буев ведется против течения раздельно для участков от Чебоксарского до Городецкого гидроузлов и от Городецкого до Рыбинского гидроузлов.

На листах Атласа показаны имеющиеся на местности знаки, ограждающие подводные и воздушные переходы, а также охранные зоны всех переходов независимо от выставленного ограждения. В тех местах, где переходы знаками не ограждены, охранные зоны даны с предупредительными надписями: «Опускать мачты» или «Якоря не бросать». Ширина охранной зоны, обозначающей один переход, 200 м — по 100 м выше и ниже по течению от места расположения перехода. Когда водный путь пересекают несколько переходов, расстояние между которыми менее 200 м, на карте показывается общая охранная зона, границы которой расположены в 100 м выше и ниже по течению от крайних переходов.

Навигационное оборудование обслуживается бригадным методом. Бригады размещаются на судах, которые оснащены радиостанциями УКВ. При необходимости информацию о состоянии навигационного оборудования можно получить непосредственно у бригад по УКВ радиосвязи.

Шлюзование судов

Судоходные сооружения Городецкого гидроузла состоят из двух пар однокамерных параллельных шлюзов, разделенных межшлюзовым бьефом протяженностью 1800 м. Судоходные сооружения Чебоксарского гидроузла, состоят из одной пары однокамерных шлюзов.

При подходе к шлюзам судоводитель должен установить радиосвязь на УКВ с диспетчером движением. Порядок пропуска судов и составов через шлюзы регламентируется Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, Правилами движения и стоянки судов в Волжском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации.

Суда ожидают шлюзования в специально отведенных местах. Заходить в подходные каналы шлюзов и швартоваться к их причальным стенкам можно только с разрешения диспетчера шлюза.

При стоянке у причальных стенок подходных каналов в ожидании шлюзования и во время шлюзования необходимо внимательно следить за натяжением швартовых, так как при наполнении и опорожнении камер происходят резкие колебания уровня и образуются переменные течения, как в камере шлюза, так и в подходных каналах.

Судоводители крупногабаритных судов и составов при заходе в шлюз должны учитывать направление и силу ветра, остерегаясь навала на гидросооружения.

Порты, пристани и рейды

На участке от Рыбинского гидроузла до Чебоксарского гидроузла расположены порты ОАО «Рыбинский речной порт», ОАО «Ярославский речной порт» и ОАО «Чебоксарский речной порт». Наиболее крупные пристани на этом участке находятся в городах Кострома, Плёс, Городец и Чкаловск. Сведения о порядке стоянки судов на рейдах и у отдельных причалов даны на листах Атласа.
Определение скорости судна

Определение скорости судна можно произвести на мерных линиях, расположенных в районах селения Горели на участке 425,5—426,5 км
Навигационная информация

Судоводители при плавании по водным путям Волжского бассейна должны иметь подробную информацию об уровнях воды, о габаритах пути, о состоянии навигационного оборудования и обо всех изменениях в условиях судоходства, а также гидрометеорологическую информацию.

Путевая информация постоянного характера объявляется в Извещениях судоводителям для водных путей Единой глубоководной системы Европейской части РФ в период навигации.

ФБУ «Администрация Волжского бассейна» ежедневно выпускается информационный бюллетень, в который дополнительно к текущей информации включаются прогнозы погоды, штормовые предупреждения, прогнозы габаритов пути на 10 суток, сведения о ледовых условиях и периоды ледоходов и ледоставов.

На Горьковском и Чебоксарском водохранилищах основным видом навигационной информации (путевой, а на участке Городец — Юрьевец Горьковского водохранилища и гидрометеорологической) являются радиобюллетени. Радиобюллетени составляются ежедневно Нижегородским районом водных путей и судоходства и передаются судоводителям через береговые радиостанции.

Радиостанции Юрьевец и Городец передают навигационную информацию по Горьковскому водохранилищу, радиостанции Лысково, Васильсурск и Новочебоксарск - по Чебоксарскому водохранилищу, радиостанция Васильсурск — по реке Сура.

В начале сеанса передается гидрометеорологическая информация, а затем в течение 3—4 минут — путевая информация.

Штормовые предупреждения об усилении ветра и предупреждения о появлении тумана передаются на суда немедленно при угрозе возникновения указанных явлений.

Передача радиобюллетеней осуществляется в соответствии с положениями Списка береговых радиостанций и расписанием их работы на водных путях Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации.

Суда, не получившие информацию в указанные сроки, могут получить ее по запросу.

Прием судами радиобюллетеней о путевых и гидрометеорологических условиях на водохранилищах обязателен.


Горьковское водохранилище

Горьковское водохранилище образовано в результате перекрытия в 1955 году реки Волга плотиной в районе города Городец. Протяженность водохранилища от Рыбинского до Городецкого гидроузлов при нормальном подпорном уровне 430 км, наибольшая ширина — 26 км — в районе устья реки Унжа.

Площадь водного зеркала при НПУ составляет 1591 км2, полный объем 8,8 км3, полезный объем 2,8 км3, объем навигационной сработки 0,6 км3.

Наиболее крупными притоками реки Волга в границах Горьковского водохранилища являются реки Кострома (586 км) и Унжа (773 км).

По гидрологическому режиму водохранилище делится на речной, озерно-речной и озерный участки.

Речной участок — от Рыбинского гидроузла до селения Рыбницы - протяженностью 141 км имеет ширину 0,6—1,0 км и глубины от 4 до 9,5 м. Правый берег здесь высокий, местами обрывистый, изрезан оврагами. Левый берег сравнительно низкий, преимущественно пойменный.

Озерно-речной участок — от селения Рыбницы до устья реки Елнать - протяженностью 191 км имеет ширину 3,0—3,5 км и глубины от 4,5 до 17 м. До города Кострома оба берега низкие, левый берег на большом протяжении обвалован и укреплен. Ниже города Кострома берега высокие, изрезаны оврагами, покрыты лесом, кустарником и лугами. На берегах много населенных пунктов.

Озерный участок — от устья реки Елнать до створа Городецкого гидроузла - протяженностью 97 км имеет ширину от 3 до 14 км и глубины в пределах судового хода 4,5—20 м. На всем протяжении озерного участка водохранилища правый берег высокий, местами обрывистый. Левый берег преимущественно низкий и пологий, лишь в районе селения Сокольское и на участке от города Чкаловскдо Городецкого гидроузла - высокий, обрывистый.

На отдельных участках озерной части водохранилища берега, подмываемые волнами, разрушаются. Наибольшее их разрушение наблюдается у города Юрьевец, у селений Сокольское и Катунки, а также у города Чкаловек. Подводные откосы разрушаемых берегов становятся пологими. Около них формируются отмели и пляжи.

Городецкий гидроузел состоит из плотины, гидроэлектростанции и судоходных сооружений: аванпорта, двух пар однокамерных шлюзов с палами и причалами, межшлюзового бьефа протяженностью 1,8 км и нижнего подходного канала длиной 1,5 км.

Ветер

В навигационный период на озерном участке водохранилища преобладают ветры северного и северо-западного направлений (их повторяемость от 13 до 17%), а также западного и юго-западного направлений (их повторяемость от 16 до 14%). Наименьшую повторяемость имеют восточные и юго-восточные ветры (от 8 до 10%).

Северные и северо-западные ветры преобладают в мае — июле, восточные — в августе, западные — в сентябре и октябре, южные - в октябре.

Ветры, скорость которых 15 м/с (7—8 баллов), наблюдаются большей частью в мае, сентябре и октябре.

Волнение

От ветров северных и южных направлений, которые дуют вдоль озерной части водохранилища, возникают волны максимальной высоты, создающие опасность для судоходства.

За период с мая по октябрь число дней, когда высота волны достигает 1 м и более, составляет: в районе города Юрьевец — 6, в районе селения Сокольское — 16 и в районе города Чкаловек — 11. Повторяемость волн высотой 1—1,5 м составляет 1,3—2,4%, высотой 1,5—2 м составляет 0,2—0,3% и высотой 2—2,5 м составляет 0,02—0,1%.

Неблагоприятная для судоходства погода (ветер, волнение, туман) на Горьковском водохранилище составляет: для буксиров с плотами — 12%, для судов класса «Р» — 9% и класса «О» — 5% от общей продолжительности навигационного периода.

Туманы и осадки

На Горьковском водохранилище туманы наиболее часты с августа по ноябрь, в июне и июле они редки. Число дней с туманами в среднем за навигацию составляет: в районе города Рыбинск - 14,5, в районе города Ярославль — 26, в районе города Кострома — 28 и в районе Городецкого гидроузла — 13. Осадков в течение года в районе водохранилища выпадает в среднем 700—750 мм.

Колебания уровня

При сравнительно небольшом полезном объеме Горьковское водохранилище способно осуществлять лишь сезонное регулирование стока. Водохранилище ежегодно наполняется до отметки нормального подпорного уровня (НПУ), а в годы с большим объемом бокового притока временно форсируется на 30—40 см. В навигационный период сработка составляет 40 см. Весной, в период наполнения Рыбинского водохранилища (примерно середина апреля - середина мая), Рыбинская ГЭС практически не работает. В это время заметных суточных колебаний уровня воды в нижнем бьефе Рыбинского гидроузла не наблюдается. На спаде половодья, когда боковой приток в Горьковское водохранилище снижается до 1000 м3/с, начинает работать Рыбинская ГЭС. Суточные колебания уровня воды в ее нижнем бьефе с этого момента увеличиваются и достигают в отдельные дни 1,5—2 м.

Минимальные уровни чаще всего наблюдаются от 5 до 8 ч, максимальные - от 11 до 13 ч.

Влияние суточного регулирования распространяется до города Ярославль, недельного — по всему водохранилищу.

В навигационный период при северных и южных ветрах на озерной части водохранилища наблюдаются сгонно-нагонные колебания уровня воды. Величина нагонных колебаний уровня воды при северных ветрах, дующих со скоростью 10—20 м/с, достигает в районе Городецкого гидроузла 40 см, а в районе Чкаловска 30—35 см.

Колебания уровня воды, вызываемые работой судоходных сооружений Городецкого гидроузла, незначительны и носят локальный характер. Они охватывают участок протяженностью 4—5 км, примыкающий к плотине и включающий аванпорт и нижний подходный канал.

Течение

Наибольшие скорости течения на водохранилище наблюдаются весной и в начале лета, когда Нижегородская ГЭС работает на повышенных попусках. Во второй половине навигации скорости течения снижаются. Непосредственно в нижнем бьефе Рыбинского гидроузла в часы минимальных уровней (0—6 ч) скорости течения уменьшаются до 1,5—2,0 км/ч, в часы подъема уровня (7—8 ч) скорости возрастают до 5,0 км/ч.
Ледовый режим

Замерзание водохранилища начинается в районе селения Сокольское. Продолжительное время остаются открытыми участки у городов Юрьевец, Пучеж и ниже селения Катунки.

На участке от Рыбинского гидроузла до города Тутаев период осеннего ледохода продолжительнее, чем на других участках. При резком увеличении попусков в условиях ледостава и при толщине льда менее 20—25 см на перекатах и в сужениях русла на этом участке, как правило, образуются заторы, что приводит к местным деформациям русла.

Весной медленнее всего разрушается лед у селения Сокольское и в правобережной зоне приплотинного участка. Разрушению льда в значительной степени способствует работа ледоколов.

Средняя дата очищения озерного участка водохранилища ото льда — 3 мая, ранняя — 18 апреля и поздняя — 18 мая; средняя дата начала ледостава — 22 ноября, ранняя — 7 ноября и поздняя — 7 декабря.

Средняя продолжительность физической навигации на Горьковском водохранилище составляет 200 суток.