МАРШРУТ ИЗ МОСКВЫ ДО РЫБИНСКА
Описание маршрута
Стоянка около яхт-клуба «Рассвет»

Основная стоянка ожидания начала шлюзования от Москвы в сторону р. Волга рекомендуется около яхт-клуба «Рассвет».
Шлюз № 6
Канал имени Москвы

Шлюз железобетонный, однокамерный. Габаритные размеры шлюзовой камеры: длина 300 м, ширина 30 м. Полезная длина камеры шлюза 290 м, ширина 29 м, глубина на порогах 5,5 м от ЦПУ. У верхних голов камеры перекрывается сегментными затворами, у нижних — двустворчатыми воротами. Суда в камере шлюза швартуются за плавучие рымы по указанию диспетчера шлюза.
При занятости шлюза №6 суда встают на якорь на участке 90,7— 91,2 км у правой кромки судового хода или у причальных стенок, оборудованных на участках 92,6—93,1 и 93,6—93,9 км у правых берегов верхнего и нижнего подходных каналов.
Разрешение на движение по подходным каналам и заход в камеру шлюза дает диспетчер.
В период работы насосных станций в верхних и нижних бьефах шлюза № 6 наблюдаются свальные течения.
Необорудованная стоянка
в Икшинском вдхр. перед шлюзом №6

Расположение: 91-й километр ЕГС на Икшинском водохранилище в непосредственной близости от Шлюза № 6 Канала им. Москвы (КиМ).

С учетом того, что маломерные суда не могут шлюзоваться в темное время суток, необходимо начать шлюзование как можно раньше, чтобы пройти участок КиМ между шлюзом № 6 и № 2 за один день, что составляет более 70 км. Поэтому рекомендуем подойти на стоянку накануне вечером или ночью, выйти на связь со шлюзом № 6 (3-й канал речного диапазона, радиостанция обязательна) и сообщить начальнику вахты шлюза по радиостанции (или по мобильному номеру), что вы подошли и утром ждёте разрешение на шлюзование.

Стоянка расположена в непосредственной близости от причалов ЯК «Рассвет» на глубинах 4–6 метров за правой кромкой судового хода. Грунт - ил/глина, якоря держат хорошо. С этой стоянки хорошо просматриваются подходные семафоры шлюза и, в силу прямой видимости, радиосвязь надежная.
Переход по Каналу имени Москвы

Внимание! Для того, чтобы маломерные суда были приняты на шлюзование, необходимо обязательно заранее отправить заявку ФГБУ «Канал им. Москвы» и за сутки до начала шлюзования связаться с диспетчером шлюзования КиМ, тел: +7 (965) 339-15-74 (шлюзы Угличский, №№1-9).

При прохождении судов через шлюзы в течение навигации, судовладельцам (судоводителям) рекомендуется предоставлять сведения о маломерном судне путем заполнения и отправки формализованной формы ввода данных в сети интернет на сайте КиМ в разделе «Навигация» (Извещение о намерении прохода через шлюзы на период навигации) подраздел «Пропуск маломерных судов». После заполнения и отправки формы, Извещению присваивается номер, который в автоматическом режиме направляется судоводителю (судовладельцу) на указанный им при заполнении адрес электронной почты.

В дальнейшем, при подходе к шлюзу судоводителю достаточно сообщить начальнику вахты шлюза номер Извещения.
Представляемые сведения для заполнения формы:
· название судна;
· идентификационный номер судна;
· данные о владельце судна (Ф.И.О. или полное название организации);
· контактные данные судовладельца;
· государственная принадлежность судна (страна флага);
· судовой билет (копия всех страниц в формате JPG, PNG, PDF)

К самостоятельному шлюзованию не допускаются:
- маломерные суда, не подлежащие государственной регистрации (шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которые не должна превышать 12 метров):
- маломерные моторные суда, имеющие надувную конструкцию, за исключением жёсткокорпусных судов с надувными бортами (RIB);
- гидроциклы;
- гребные суда;
- парусные суда (без вспомогательного двигателя).

Такие суда могут быть прошлюзованы с буксирующим их судном. При этом буксируемое судно должно быть ошвартовано к борту буксирующего судна.
Судоводитель и пассажиры буксируемых судов должны находиться на буксирующем судне. Пересадка людей и швартовка буксируемого судна должны быть произведены до входа буксирующего судна в подходной канал шлюза.
Ответственность за безопасный проход через шлюз всех перечисленных выше судов и плавсредств возлагается на судовладельца и судоводителя буксировщика.


Пропуск маломерных судов через шлюзованные участки канала (каскад) имени Москвы: шлюзы № № 3–6 и шлюзы № № 7–8 производится с расчетом выхода маломерных судов из каскада шлюзов до наступления темного времени суток. Отстой маломерных судов в бьефах на указанных участках не допускается.
Альтернативные стоянки

- Напротив основной стоянки у левого берега рядом с причалом «Икша». Глубины 1.5–3 метра. Подход малым ходом по эхолоту.

- На 90-м километре за белым буем в устье р. Черная у левого берега. Глубины 2–3 метра. Рекомендуется движение за буем малым ходом по эхолоту.

Обязательное условие для любой стоянки: наличие связи с вахтой шлюзования шлюза № 6 (в противном случае есть риск пропустить вызов диспетчера на шлюзование).

Рыбинское водохранилище

Общие сведения


Рыбинское водохранилище образовано в 1941 г. в результате постройки Рыбинского гидроузла и затопления Волго-Молого-Шекснинского междуречья. Сооружения Рыбинского гидроузла перекрывают русло реки Волга выше устья реки Шексна и саму реку Шексна в непосредственной близости от ее устья.

Подпор от Рыбинского гидроузла распространяется на 112 км до Угличского гидроузла на реке Волга, на 172 км до Шекснинского гидроузла на Волго-Балтийском канале и на 184 км по реке Молога (выше города Весьегонск). Площадь зеркала водохранилища при нормальном подпорном уровне составляет 4550 км2, полный объем 25,4 км3, полезный объем 16,7 км3, объем навигационной сработки 9,9 км3.

По условиям судоходства водохранилище делится на озерную часть и речные участки.

Водохранилище относится к числу мелководных, так как около 57% (2590 км2) его площади приходится на районы с глубинами менее 6 м. Преобладающий грунт — песок, торф, супесь. В отдельных местах на дне лежат пни, остатки разрушенных зданий и гидротехнических сооружений.

По Рыбинскому водохранилищу проложено несколько судовых ходов. Основными из них по отношению к судовыи ходам № 62 и 63 является судовой ход № 65 протяженностью 112 км, ведущий от Угличского шлюза до Рыбинского гидроузла.

Гидрометеорологические сведения

Режим уровня воды водохранилища определяется многолетним регулированием стока. Отметка проектного уровня установлена на 2,5 м ниже отметки нормального подпорного уровия.

В средние по водности годы уровень воды на водохранилище к началу апреля становится на 3—4,5 м ниже НПУ, а наполнение водохранилища происходит в период с конца апреля по июнь. Навигация открывается при уровне воды на 1—2 м ниже НПУ. За навигационный период уровень воды снижается за счет сработки водохранилища на 1,5—2 м. В маловодные годы наполиение водохранилища до отметки НПУ не обеспечивается.

Существенное влияние на уровень воды в отдельных районах водохранилища оказывают ветровые сгоны и нагоны воды, что следует учитывать на подходах к убежищам и в зонах выклинивания подпора. Сгонно-нагонное состояние уровня воды охватывает до 40% навигационного периода, причем сильные продолжительные ветры могут вызвать понижение или повышение уровия на 0,3—0,5 м.

В навигационный период господствующими ветрами на водохранилище являются северные, южные и западные, повторяемость которых соответственно 19,5; 17 и 21%. Самыми неблагоприятными для судоходства месяцами по ветроволновому режиму являются сентябрь и октябрь. В это время повторяемость ветров, скорость которых 9 м/с, может достигать 23 дней в месяц. При скорости ветра 20 м/с на судовом ходе № 63 (от 407 км судового хода № 65 до Торовских створов) высота волны достигает 2 м. Волны высотой до 2 м при скорости ветра 20 м/с наблюдаются и на других судовых ходах.

Зависимость колебаний уровня воды от направления и скорости ветра на Рыбинском водохранилище

Условия плавания в озернои части водохранилища отличаются от условий плавания на реках, главным образом, болышей удаленностью судовых ходов от берега и, следовательно, значительно большим воздействием на судно гидрометеорологических факторов (ветер, волнение, видимость).

По ветроволновому режиму Речным квалификационным обществом РФ (РКО) Рыбинское водохранилище отнесено к разряду «О».

Волнение на водохранилище возникает очень быстро после появления ветра. Волны, преимущественно, короткие, крутые, асимметричные, опасные для судов и составов, не приспособленных для озерных условий плавания.

Число дней с неблагоприятной для судоходства погодой на водохранилище составляет: для судов класса «Р» — 10% и для судов класса «О» — 6% от общей продолжительности павигационного периода.

Число дней с туманами за навигацию на Рыбинском водохранилище

Средняя продолжительность ледостава 165 суток. Движение за пределами средних дат начала и конца навигации без ледокольного сопровождения не рекомендуется.

Число дней с туманами в месяц
:
Сведения о ледовых явлениях на Рыбинском водохранилище

Горьковское водохранилище

Горьковское водохранилище образовано в результате перекрытия в 1955 году реки Волга плотиной в районе города Городец. Протяженность водохранилища от Рыбинского до Городецкого гидроузлов при нормальном подпорном уровне 430 км, наибольшая ширина — 26 км — в районе устья реки Унжа.

Площадь водного зеркала при НПУ составляет 1591 км2, полный объем 8,8 км3, полезный объем 2,8 км3, объем навигационной сработки 0,6 км3.

Наиболее крупными притоками реки Волга в границах Горьковского водохранилища являются реки Кострома (586 км) и Унжа (773 км).

По гидрологическому режиму водохранилище делится на речной, озерно-речной и озерный участки.

Речной участок — от Рыбинского гидроузла до селения Рыбницы — протяженностью 141 км имеет ширину 0,6—1,0 км и глубины от 4 до 9,5 м. Правый берег здесь высокий, местами обрывистый, изрезан оврагами. Левый берег сравнительно низкий, преимущественно пойменный.

Согласно правилам Российского речного регистра по условиям плавания водный путь от Рыбинского гидроузла до Чебоксарского гидроузла, включающий в себя Горьковское и Чебоксарское водохранилища, отнесен к разряду «Р».

Гидрометеорологические сведения

При сравнительно небольшом полезном объеме Горьковское водохранилище способно осуществлять лишь сезонное регулирование стока. Водохранилище ежегодно наполняется до отметки нормального подпорного уровня (НПУ), а в годы с большим объемом бокового притока временно форсируется на 30—40 см. В навигационный период сработка составляет 40 см. Весной, в период наполнения Рыбинского водохранилища (примерно середина апреля — середина мая), Рыбинская ГЭС практически не работает. В это время заметных суточных колебанийуровня воды в нижнем бьефе Рыбинского гидроузла не наблюдается. На спаде половодья, когда боковой приток в Горьковское водохранилище снижается до 1000 м3/с, начинает работать Рыбинская ГЭС. Суточные колебания уровня воды в ее нижнем бьефе с этого момента увеличиваются и достигают в отдельные дни 1,5—2 м. Минимальные уровни чаще всего наблюдаются от 5 до 8 ч, максимальные — от 11 до 13 ч.

Влияние суточного регулирования распространяется до города Ярославль, недельного — по всему водохранилищу.

В нижнем бьефе Рыбинского гидроузла в часы минимальных уровней (0—6 ч) скорости течения уменьшаются до 1,5—2,0 км/ч, в часы подъема уровня (7—8 ч) скорости возрастают до 5,0 км/ч.

В районе города Рыбинск туманы наиболее часты с августа по ноябрь, в июне и июле они редки. Число дней с туманами в среднем за навигацию составляет 14,5.

Осадков в течение года здесь выпадает в среднем 660 мм.

Замерзание водохранилища начинается в озерной части. На участке от Рыбинского гндроузла до города Тутаев период осеннего ледохода продолжительней, чем на других участках, так как здесь под влиянием попусков Рыбинской ГЭС происходит взламывание образующегося льда. При резком увеличении попусков в условиях ледостава и при толщине льда менее 20—25 см на перекатах и в сужениях русла, как правило, образуются заторы. Средняя дата очищения водохранилища ото льда — 3 мая, ранняя — 18 апреля и поздняя — 18 мая; средняя дата начала ледостава — 22 ноября, ранняя — 7 ноября и поздняя — 7 декабря.

Средняя продолжительность физической навигации на Горьковском водохранилище составляет 200 суток.